ЦЕРКОВЬ И СОВРЕМЕННЫЙ МИР
Слово Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия 2
Мне не раз приходилось говорить о том, что народ, не помнящий своего прошлого, не имеет и будущего. Поэтому, пристально вглядываясь в исторический образ событий, отстоящих от настоящего времени на десятки или даже сотни лет, мы должны стремиться увидеть в них то духовное зерно, из которого Промыслом Божиим возрастали могущество и слава нашего Отечества.
В самые суровые периоды испытаний внутренняя, часто сокрытая от внешнего мира глубина веры в Бога и надежды на Его благой Промысл, которыми были исполнены сердца многих сынов и дочерей нашего Отечества, помогала им преодолевать все искушения и в горниле огненных испытаний проявлять силу духа, окрыленного этой верой.
Вера и нас должна побуждать к постоянному свидетельству о Христе перед лицом мира, лежащего во зле и чающего освобождения «от рабства тлению в свободу славы детей Божиих» (Рим. 8, 21). Ибо мы живем в мире, декларирующем права и свободы человека, стремящемся к единству и справедливости, и вместе с тем в мире враждебном, проникнутом грехом и пороком.
В этом мире есть немало прекрасного, доброго, чистого, святого – всего того, что христианство воспринимает как проявление «образа и подобия» Божия в человеке. Человеку свойственны детская наивность и девственная чистота, благородная дружба и незапятнанная честь, бескорыстное милосердие, искреннее сострадание, жертвенная любовь, высокий творческий поиск и вдохновение, стремление к идеалу и совершенству, мужественный подвиг и скромность. Без этого мир не мог бы существовать: «Не стоит город без святого и село без праведника». Все это – лучи богозданного мира. Мы не всегда их замечаем и редко об этом говорим, потому что чаще сталкиваемся с темными сторонами жизни. Но ведь это евангельский «свет мира», та горящая свеча в мрачном мире, которую нельзя ставить под сосудом, но на высоком подсвечнике, чтобы светила всем (см.: Мф. 5, 14-15).
Современный мир, утративший чувство священного, действует, руководствуясь принципом: «бери от жизни все». Это свидетельствует о глубоком духовном кризисе, неизбежно ведущим к общественной катастрофе. Когда в сердце не остается места для сострадания, милосердия, жертвенной любви, тогда на смену им приходят равнодушие, отчужденность, вражда, ожесточение. Человек становится лишь средством, «живой вещью», необходимой для реализации определенных проектов. Вместе с тем из ценностной шкалы общества вытесняются «за ненадобностью» такие понятия, как совесть, стыд, честь, достоинство. При этом постепенно происходит процесс деформации моральных оценок таких явлений, как жажда денег, власти, ненасытное желание комфорта, развлечений, удовольствий.
Несомненно, грех всегда был присущ человеку, однако в прежние времена грех осознавался в качестве нравственного преступления пред Богом. Прямым следствием этого были социальное осуждение и стыд греха, желание скрыть его неприглядность. Сегодня, напротив, можно видеть, что грех выставляют напоказ, гордятся им, противоестественное считают естественной нормой жизни.
Реклама порока и насилие парализует волю нации, становится причиной распада семей, психических заболеваний, невиданного роста самоубийств, угрозой полной моральной деградацией общества и в конечном счете угрозой самому существованию России. При этом часто забывается, что человек – не только телесное, но и духовное существо, призванное к богоуподоблению. В стремлении к совершенству человек находит подлинный смысл своего существования, возвышающий его над материальной природой и дающий ему четкую и верную систему ценностей.
Сегодня не только людей светских, но и многих из христиан беспрецедентная внешняя свобода лишает свободы подлинной – свободы от греха. Нередко фактор внешней свободы становится соблазном, провоцирует на отступление традиций Церкви, от святоотеческого направления духовной жизни. Монастыри в этом вопросе, к сожалению, не являются исключением. Апостол Павел умел жить и в скудости, и в изобилии, «быть и в обилии, и в недостатке» (Флп. 4. 12). Современный человек настолько духовно слаб, что и скудость, и изобилие повсеместно становятся для него искушением, и в том и в другом случае уводя от Бога, ввергая в иной мир, где действуют законы нелюбви и господствуют ценности, имеющие лишь материальное измерение. Отклонение от данного Христом завета: «Ищите же прежде Царства Божия и правды его» (Мф. 6, 33) – сводит на нет, обессмысливает жизнь христианина.
Вместе с тем духовный путь следования к Богу есть единственное средство обретения личностью свободы, ибо подлинная вера основывается не на внешних, поражающих воображение знамениях и чудесах, а на внутреннем чувстве близости Бога, обретенном в молитвенном опыте и подвиге послушания воле Божией.
Нам, христианам, необходимо со всей ответственностью осознавать свою миссию противостояния греху, свидетельства о красоте духовного мира и неоценимых радостях жизни в Боге. Несмотря на игнорирование или даже открытое отвержение современным миром христианского мировоззрения, для всякого непредвзято мыслящего человека очевидно, что именно благодаря влиянию Церкви на жизнь государства и общества появилась европейская цивилизация, не желающая сегодня видеть своих христианских корней.
Церковь Христова возвестила миру учение о человеке как образе Божием, ради спасения которого Бог «смирил Себя, быв послушным даже до смерти, и смерти крестной» (Флп. 2, 8). По сути своей те принципы отношения к людям, которые сегодня принято именовать «общечеловеческими ценностями» и на основании которых утверждаются представления о неотъемлемых правах и свободах личности, являются искаженным вариантом христианского видения человека. И отвержение христианства в конечном счете неминуемо приведет к торжеству иных принципов, не обремененных представлениями о богоподобном достоинстве и богодарованной свободе человека.
(Обращение Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия 2 к клиру, приходским советам храмов города Москвы, наместникам и настоятельницам ставропигиальных монастырей на епархиальном собрании 21 декабря 2005 года. М., 2006. С. 14 – 18.)