ЦЕРКОВЬ И СОВРЕМЕННЫЙ МИР

Слово Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия 2

 

Сегодня как никогда остро перед нашим обществом стоит проблема обретения своих духовных корней, выработки того консолидирующего всех наших сограждан начала, которое принято называть « национальной идеей».

Мне не раз приходилось говорить о том, что народ, не помнящий своего прошлого, не имеет и будущего. Поэтому, пристально вглядываясь в исторический образ событий, отстоящих от настоящего времени на десятки или даже сотни лет, мы должны стремиться увидеть в них то духовное зерно, из которого Промыслом Божиим возрастали могущество и слава нашего Отечества.

В самые суровые периоды испытаний внутренняя, часто сокрытая от внешнего мира глубина веры в Бога и надежды на Его благой Промысл, которыми были исполнены сердца многих сынов и дочерей нашего Отечества, помогала им преодолевать все искушения и в горниле огненных испытаний проявлять силу духа, окрыленного этой верой.

Вера и нас должна побуждать к постоянному свидетельству о Христе перед лицом мира, лежащего во зле и чающего освобождения «от рабства тлению в свободу славы детей Божиих» (Рим. 8, 21). Ибо мы живем в мире, декларирующем права и свободы человека, стремящемся к единству и справедливости, и вместе с тем в мире враждебном, проникнутом грехом и пороком.

В этом мире есть немало прекрасного, доброго, чистого, святого – всего того, что христианство воспринимает как проявление «образа и подобия» Божия в человеке. Человеку свойственны детская наивность и девственная чистота, благородная дружба и незапятнанная честь, бескорыстное милосердие, искреннее сострадание, жертвенная любовь, высокий творческий поиск и вдохновение, стремление к идеалу и совершенству, мужественный подвиг и скромность. Без этого мир не мог бы существовать: «Не стоит город без святого и село без праведника». Все это – лучи богозданного мира. Мы не всегда их замечаем и редко об этом говорим, потому что чаще сталкиваемся с темными сторонами жизни. Но ведь это евангельский «свет мира», та горящая свеча в мрачном мире, которую нельзя ставить под сосудом, но на высоком подсвечнике, чтобы светила всем (см.: Мф. 5, 14-15).

Современный мир, утративший чувство священного, действует, руководствуясь принципом: «бери от жизни все». Это свидетельствует о глубоком духовном кризисе, неизбежно ведущим к общественной катастрофе. Когда в сердце не остается места для сострадания, милосердия, жертвенной любви, тогда на смену им приходят равнодушие, отчужденность, вражда, ожесточение. Человек становится лишь средством, «живой вещью», необходимой для реализации определенных проектов. Вместе с тем из ценностной шкалы общества вытесняются «за ненадобностью» такие понятия, как совесть, стыд, честь, достоинство. При этомвовать: "вь, высокий творческий поиск и вдохновение, стремление к идеалу и совершенству, муж    постепенно происходит процесс деформации моральных оценок таких явлений, как жажда денег, власти, ненасытное желание комфорта, развлечений, удовольствий.

Несомненно, грех всегда был присущ человеку, однако в прежние времена грех осознавался в качестве нравственного преступления пред Богом. Прямым следствием этого были социальное осуждение и стыд греха, желание скрыть его неприглядность. Сегодня, напротив, можно видеть, что грех выставляют напоказ, гордятся им, противоестественное считают естественной нормой жизни.

Реклама порока и насилие парализует волю нации, становится причиной распада семей, психических заболеваний, невиданного роста самоубийств, угрозой полной моральной деградацией общества и в конечном счете угрозой самому существованию России. При этом часто забывается, что человек – не только телесное, но и духовное существо, призванное к богоуподоблению. В стремлении к совершенству человек находит подлинный смысл своего существования, возвышающий его над материальной природой и дающий ему четкую и верную систему ценностей.

Сегодня не только людей светских, но и многих из христиан беспрецедентная внешняя свобода лишает свободы подлинной – свободы от греха. Нередко фактор внешней свободы становится соблазном, провоцирует на отступление традиций Церкви, от святоотеческого направления духовной жизни. Монастыри в этом вопросе, к сожалению, не являются исключением. Апостол Павел умел жить и в скудости, и в изобилии, «быть и в обилии, и в недостатке» (Флп. 4. 12). Современный человек настолько духовно слаб, что и скудость, и изобилие повсеместно становятся для него искушением, и в том и в другом случае уводя от Бога, ввергая в иной мир, где действуют законы нелюбви и господствуют ценности, имеющие лишь материальное измерение. Отклонение от данного Христом завета: «Ищите же прежде Царства Божия и правды его» (Мф. 6, 33) – сводит на нет, обессмысливает жизнь христианина.

Вместе с тем духовный путь следования к Богу есть единственное средство обретения личностью свободы, ибо подлинная вера основывается не на внешних, поражающих воображение знамениях и чудесах, а на внутреннем чувстве близости Бога, обретенном в молитвенном опыте и подвиге послушания воле Божией.

Нам, христианам, необходимо со всей ответственностью осознавать свою миссию противостояния греху, свидетельства о красоте духовного мира и неоценимых радостях жизни в Боге. Несмотря на игнорирование или даже открытое отвержение современным миром христианского мировоззрения, для всякого непредвзято мыслящего человека очевидно, что именно благодаря влиянию Церкви на жизнь государства и общества появилась европейская цивилизация, не желающая сегодня видеть своих христианских корней.

Церковь Христова возвестила миру учение о человеке как образе Божием, ради спасения которого Бог «смирил Себя, быв послушным даже до смерти, и смерти крестной» (Флп. 2, 8). По сути своей те принципы отношения к людям, которые сегодня принято именовать «общечеловеческими ценностями» и на основании которых утверждаются представления о неотъемлемых правах и свободах личности, являются искаженным вариантом христианского видения человека. И отвержение христианства в конечном счете неминуемо приведет к торжеству иных принципов, не обремененных представлениями о богоподобном достоинстве и богодарованной свободе человека.

(Обращение Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия 2 к клиру, приходским советам храмов города Москвы, наместникам и настоятельницам ставропигиальных монастырей на епархиальном собрании 21 декабря 2005 года. М., 2006. С. 14 – 18.)

Hosted by uCoz